Устройство велосипеда 1. Тормозные ручки
2. Манетки
3. Грипсы
4. Вынос
5. Руль
6. Рулевая колонка
7. Вилка
8. Обод
9. Покрышка
10. Спицы
11. Втулка
12. Тормоз
13. Седло
14. Подседельный штырь
15. Задний амортизатор
16. Кассета
17. Шатуны
18. Защита для звезд (рок-ринг)
19. Педали
20. Цепь
21. Задний переключатель
22. Передний переключатель
Рама:
23. Верхняя труба
24. Нижняя труба
25. Подседельная труба
26. Задние нижние перья
27. Задние верхние перья
28. Рулевая труба
Рама
Вот это самая главная часть велосипеда. Менять детали можно сколько угодно, но смена рамы равносильна смене велосипеда. Геометрия, материалы, параметры сечения труб и качество сварки — всему этому необходимо уделять огромное внимание.
Задняя подвеска и амортизатор
Приобрести велосипед с задней подвеской или без? Такой вопрос часто возникает при подборе легкого велосипеда из категории кросс-кантри или байка экстремальной серии.
Касательно кросс-кантри и простых велопрогулок, то все зависит от того, где вы собираетесь кататься. Если по достаточно гладкой поверхности — накатанные дорожки и тем более асфальт, то задний амортизатор не нужен. Если маршрут проходит по неровной поверхности — корни, палки, выбоины, камни, то он очень полезен. В этом случае задняя амортизация не только делает езду на велосипеде более комфортной, но и более быстрой. Именно такого принципа придерживаются профессиональные гонщики. Задней амортизации отдается предпочтение и при очень длительных нагрузках на неровной поверхности с целью предотвращения перегрузок суставов позвоночника. Ход задней подвески для кросс-кантри или бэк-кантри относительно небольшой — до 100 мм, чтобы можно было без проблем заезжать и в подъем.
Что же касается велосипедов экстремальной серии, здесь функция подвески — гашение вибрации прежде всего на спуске и на приземлении после больших прыжков. Будете ли вы ездить даунхил и делать амплитудные прыжки? Ответ на этот вопрос определяет ваши потребности в наличии амортизаторов, а также в длине их хода.
Больший ход амортизаторов спереди и сзади — больше скорости на спуске, это очевидно, но только на спуске. С каждым дополнительным сантиметром амортизации, если она превышает 10 см, становится все труднее разгонять велосипед не только в гору, но и по горизонтальной плоскости. Поэтому перед покупкой полноподвесочного фрирайдного байка лучше задаться вопросом, сколько на вашем маршруте будет горизонтальных участков, сколько спусков и сколько подъемов. А также собираетесь ли вы делать огромные прыжки вниз (drop-off)? Если ваш стиль — это езда не только вниз, а потенциальные полеты вниз не превышают пары метров, возможно не стоит приобретать велосипед с очень длинноходными амортизаторами.
Еще вы можете спросить про типы амортизатора, и чем они отличаются. Все задние амортизаторы на велосипедах делятся на 2 основных типа: пружинно-масляные и воздушно-масляные. В обоих типах масляная ванна внутри амортизатора выполняет функцию демпфирования, именно таким словом называют замедление скорости сжатия и отскока. Дорогие качественные амортизаторы отличаются именно качеством демпфирования, и в них также могут присутствовать регулировки скорости отскока и возможно сжатия. Как минимум регулировка скорости отскока очень полезна для лучшей настройки амортизатора к разным типам трасс.
Передняя амортизационная вилка
Сейчас даже начальные модели горных велосипедов оснащены простыми передними амортизаторами, которые сглаживают удары при езде по неровностям.
В качестве основного элемента используется стальная или воздушная пружина. Амортизаторы со стальной пружиной надёжнее, а с воздушной — легче. Кроме того, жёсткость воздушной пружины можно легко изменить давлением, спутив/накачав её с помощью специального насоса.
Демпфирующий компонент недорогого амортизатора — это эластомеры — губчатое вещество высокой плотности. Основной недостаток этих вилок — плохая работа при низкой температуре. Основной демпфирующий компонент более дорогих вилок — это масляная ванна, которая может быть закрытой (на некоторых недорогих моделях) или открытой (на большинстве моделей). Открытая масляная ванна является более предпочтительной, поскольку выполняет не только функцию демпфирования, но и смазки внутренностей амортизатора (соответственно, он должен быть герметичен).
Тип амортизаторов определяется назначением по принципу, описанному в разделе описания задней подвески.
Манетки
Вынесенные на руль управляющие ручки выбора передач. Посредством стальных тросиков приводят в действие соответствующие переключатели. Правая манетка работает с задним переключателем, левая — с передним.
Манетки бывают двух основных типов — триггер, представляющий собой два рычага (отвечающие за переключение “вверх” и “вниз"), или твистер (грипшифт), представляющий собой вращающуюся вокруг руля рукоятку, на манер ручки “газа” у мотоцикла. Какой тип предпочесть — дело вкуса.
Во многом, именно от манеток зависит насколько точно, быстро и с каким количеством передач сможет работать переключатель.
Основными производителями манеток, так же, как и переключателей являются Shimano и Sram. Кроме того, недорогие, но вполне качественные манетки, с недавнего времени, стали производить и такие фирмы, как Sunrace и Suntour.
Стоит помнить, что не все манетки Sram совместимы с переключателями Shimano и, что манетки Shimano совместимы не со всеми переключателями Sram. Конечно же, при покупке готового велосипеда заводской сборки, на такие тонкости можно внимания не обращать.
Рулевая колонка
Представляет собой комплект из двух подшипников, чашек, различных сальников, пыльников, крышек и проставок. Предназначена для вращения вилки (а значит, и переднего колеса) при жёстком закреплении в вертикальном направлении. То есть, хорошая рулевая должна легко крутиться, не люфтить и долго служить. Существует несколько стандартов рулевых.
Во-первых, их можно разделить по размеру. Наиболее распространённым является диаметр 1_1/8” (один и одна восьмая дюйма), стандарт 1” является устаревшим и применяется только на детских и недорогих взрослых велосипедах. Совсем недавно начал набирать силы и ещё один стандарт — 1,5” (One Point Five), который позволяет использовать более надёжные трубы увеличенного диаметра и ориентирован, в основном, на экстремальные велосипеды.
Ещё одним принципиальным различием является способ стягивания рулевой в вертикальном направлении. Различают резьбовые и безрезьбовые колонки. В первом случае, на штоке вилки нарезается резьба, на которую (поверх рулевой) накручивается гайка. Вынос, имеющий Г-образную форму, вставляется в шток вилки и фиксируется с помощью клина. Такая конструкция позволяет легко регулировать высоту руля, но менее надёжна, поэтому используется, в основном, на детских, подростковых, прогулочных и недорогих горных велосипедах.
В настоящее время, основным стандартом является безрезьбовой. В этом случае рулевая стягивается с помощью болта, вкручиваемого в якорь, который может быть простым (устанавливается в шток вилки, демонтировать его затем проблематично) или многоразовым. Регулировать высоту руля можно перестановкой проставочных колец или заменой выноса.
Можно ещё выделить интегрированные рулевые — в этом случае внутренние чашки не впрессовываются в рулевой стакан, а являются уже частью рамы, что позволяет немного облегчить конструкцию.
Основной частью рулевой колонки являются подшипники. Здесь всё так же, как и в других компонентах — либо более дорогие, но надёжные закрытые подшипники (картриджные, пром. подшипники), либо простые, которые можно купить в любом веломагазине. Необходимым свойством для качественной рулевой является герметичность, поскольку даже самые хорошие подшипники со временем разрушаются под действием воды, грязи и прочих атрибутов внедорожного катания.
Седло
Очень важная часть, от которой зависит, насколько удобно вы будете чувствовать себя на велосипеде. Седла бываю очень разных форм, и порой это сотни разновидностей у крупного производителя.
Подседельный штырь
Вставляемая в одноименную трубу опора седла, представляющая собой алюминиевую (стальную/карбоновую/титановую) трубку с зажимом для рамок седла в верхней части. Фиксируется в раме хомутом, который может быть на эксцентрике (высоту седла можно будет регулировать вручную, без инструментов).
На некоторых прогулочных велосипедах в подседельный штырь встраивается амортизатор, гасящий вибрации и обеспечивающий Вам более комфортное катание.
Подседельные штыри могут быть разной длины и диаметра, поэтому, перед покупкой, не забудьте уточнить, какой размер нужен для Вашей рамы.